«Знатоки русского языка».
Цель: расширить и углубить запас знаний студентов, выявить лингвистически одаренных учащихся.
Ход мероприятия.
Представление команд и условия игры.
Студенты делятся на три команды. Игра проводится в 3 тура:
1) разделы русского языка,
2) конкурс капитанов,
3) весёлая грамматика.
В каждом туре свои задания, свои баллы. Команды отвечают в порядке очереди, но, если отвечающая команда затрудняется, то очередь переходит к той команде, которая знает ответ.
1. Разделы русского языка.
На третьем слайде показано игровое поле. Команда выбирает тему и цену вопроса. С увеличением цены вопроса увеличивается и сложность задания.
Фонетика
10 Расставить буквы и прочесть названия 5 животных:
АБАКОС КУТА ДАШОЛЬ ОВАРКО ЦУРИКА (собака, утка, лошадь, корова, курица)
20 Расставить ударение:
Алфавит, договор, звонит, красивее, свекла, торты, каталог, манты.
(Алфавит договор звонит красивее свекла торты, каталог, манты)
30 Укажите ошибочное суждение.
В слове ШИЛО первый гласный звук – [ы].
В слове ТОЛЬКО мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
В слове ВПЕРЕДИ первый звук – [в].
В слове ТАЮЩИЙ звуков больше, чем букв.
40 Укажите слова, в которых буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают два звука:
Мера, весна, ель, вьюга, ёж, мёд, Яна, ряд, сюда.
50 Назовите любое слово, в котором количество звуков = количеству букв.
Яма, воробьи, тень, съемные.
Лексика
10 Дайте определение следующим понятиям: омонимы, синонимы, антонимы.
20 Подберите антонимы
Высокий (низкий)
Неряшливый (аккуратный)
Старый (новый)
Скучный (весёлый)
Холодный (горячий)
30 Укажите верное толкование слова «Батальный».
отеческий командующий военный нарядный
40 По лексическому значению определить слово
1) Лестное замечание в адрес кого-либо, похвала (комплемент.)
2) Неожиданный подарок (сюрприз).
3)Полный набор столовой или чайной посуды (сервиз).
50 Перевёртыши антонимы
Мышка в босоножках (кот в сапогах).
Король Хохотун (царевна Несмеяна).
Собачья конура (кошкин дом).
Крестьянка на тыкве (принцесса на горошине).
Фразеология
10 Дайте определение понятию «фразеологизм».
20 Дайте объяснение фразеологизмам:
Клевать носом (спать, дремать)
Вставлять палки в колёса (мешать)
30 Назвать фразеологизмы со значением: «быстро бежать» (сломя голову, со всех ног, что есть сил, во все лопатки, что есть духу, мчаться на всех парусах, во всю прыть, только пятки засверкали).
40 Восстановите фразеологизм.
На все руки ... (мастер).
Смотреть правде .... (в глаза).
Выносить сор ... (из избы).
Держать язык ... (за зубами).
Куда глаза … (глядят).
Как снег ... (на голову).
50 Назови фразеологизм, изображенный на картинке.
как с гуся вода
тянуть за язык как кошка с собакой
Морфемика и словообразование.
10 Что изучает…
морфемика словообразование
20 Разберите слова по составу:
снег зимний лепим
30 Восстановите словообразовательную цепочку
Сухой – … – засушливость (засуха)
Небо – … – небесный (небеса)
40 Кто лишний:
Вода, подводный, водитель, наводнение.
Рисунок, рисовый, нарисовать, зарисовка.
Горец, горе, гора, гористый.
50 Придумать слово
– с приставкой пра- (праязык)
– с суффиксом тель- (преподаватель)
Морфология.
10 Перечислите все самостоятельные части речи.
20 Определите часть речи:
около лапища если (предлог, существительное, союз)
30 Назовите слова разных частей речи, но с общим корнем: море, звон (моряк, приморский, звонок, звонить)
40 Из слова «ворот» получите 2 существительных (вор, рот).
50 По морфологическим признакам определите часть речи:
1) 2 скл., ед. ч., нулевое окончание (сущ)
2) -ие окончание (прил)
3) наст. вр., 3л., ед.ч. (глагол)
Синтаксис.
10 Дайте определение: предложение.
20 Дайте полную характеристику предложению Русский язык богат и могуч! (Повеств., воскл., простое, распр., осложнено одн. сказ.)
30 Назовите вид предложения:
1) – =: – = (БСП),
2) – =, (хотя – =) (СПП)
40 Сколько знаков препинания нужно поставить?
Зимой все речки озёра покрываются толстым слоем льда и снега (одну запятую).
50 Составьте эссе на тему «Зима».
2. Конкурс капитанов.
Каждому капитану даётся определённое время и ряд вопросов. Ему нужно ответить быстро на вопросы, если затрудняется, можно сказать «следующий», чтобы не терять время. Стоимость каждого ответа 10 баллов.
3. Весёлая грамматика (задания повышенной трудности).
40 Отгадайте загадку:
По серебряной дороге мы отправились в поход. Остановимся на отдых, а она себе идёт. (Река)
60 Занимательный вопрос:
Что было «ЗАВТРА», а будет «ВЧЕРА»? (Сегодня)
80 Прочитай высказывание:
К Й Г А И
Ы И О Н Б
З Ч М Е Ю
Я У Ш Т Л
(Любите наш могучий язык!)
4. Итоги, награждение.
|